История

Начало. Период «Мотопреодоления».

Проект «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» в целом парадоксальный. Вообще, слепые водители за рулем ездить не должны. Но если это происходит на закрытой трассе, где продумана безопасность пилота, то почему бы и нет? Тем более, как говорят руководители проекта «СЛЕПЫЕ ГОНКИ», это помогает ребятам стать более уверенными в себе и самостоятельными. Очень интересна тема обучения зрячих водителей вождению с завязанными глазами. Это мы практикуем на своих занятиях. Плохая видимость на дорогах — явление нередкое, поэтому вождение вслепую помогает обучиться избегать аварийных ситуаций на дороге. Эрнест Сергеевич Цыганков — руководитель Центра высшего водительского мастерства, академик.

Источник: здесь

В китайском языке есть иероглиф, означающий «кризис». В свою очередь, он состоит из двух частей. Одна переводится как «опасность», другая — «возможность».

29 мая 2011 года произошла авария, в результате которой Борис Вишняков получил тяжёлые травмы и, в итоге, лишился зрения, будучи пассажиром на мотоцикле, которым управлял Николай Никифоров. Тот, в свою очередь, отделался более лёгкими повреждениями и лишился работы на государственной службе, будучи виновником ДТП. Чуть забегая вперёд, скажем сразу: то, что издалека казалось кризисом, в итоге стало возможностью продумать и создать уникальный проект, в котором незрячий пилот может управлять транспортным средством, взаимодействуя со зрячим штурманом. В итоге, Борис Вишняков стал основателем и первым пилотом команды «СЛЕПЫЕ ГОНКИ», а Николай Никифоров — первым штурманом команды. По сути эти люди на практике и до мельчайших подробностей разработали принципы езды вслепую и давшие эту возможность другим. Но прежде чем по-настоящему придти к «Слепым гонкам», должны были пройти годы проб и ошибок. Это время и эту ситуацию хорошо описывает сюжет Владимира Ващенко «Прорваться вслепую».

После почти двух лет размышлений и поиска возможностей начались первые эксперименты с мототехникой. За год с небольшим была разработана система «SOS»: сочетание камеры, расположенной на слепом пилоте и передающей изображение с улицы оператору, который со своего рабочего места корректирует движение слепого пилота в пространстве. Изображение передавалось по сети Интернет. Разработчиком этой «компьютерной» версии «SOS» при финансовой поддержке Михаила Солдатова стал Алдан Дагейшиев.

Первым удачным аппаратом для разработки навыков слепой езды стал квадроцикл. Изначально задумка предполагала картинг, но в 2013 году среди картингистов не оказалось желающих рискнуть и пустить на картинг-трек двух никому не известных людей, даже за деньги. Для того, чтобы добиться разрешения на подобные эксперименты, понадобилось шесть лет, некоторое количество показательных выступлений и статей в прессе.

В 2013 году тренировочные заезды на квадроцикле выглядели так, как снял и смонтировал, опять-таки, Владимир Ващенко «Прорваться вслепую 2».

В том же году систему «SOS» воссоздали в аналоговом виде, никак не привязанную к компьютеру, интернету и смартфону. Она получилась чуть более громоздкой, но имела автономные источники питания и могла применяться в любом месте. Над сборкой и доработкой системы трудились Алексей Восков и Рафаэль Орлович.

Параллельно велись съёмки в документальном фильме Надежды Шишовой «Я обязательно вернусь», которому нужно отдельное описание. Фильм давно требует достойного отзыва от команды.

После того, как стало ясно, что эксперимент с ездой на квадроцикле по радиосвязи успешен, команда из двух человек стала искать поддержку в мотоклубной среде, поскольку люди оттуда по большей части открыты чему-то новому и необычному. Именно тогда, в летний период 2013 года, стало ясно, что упражнения в слепой езде дают слепому пилоту новый виток в развитии, а штурману — более точную, аккуратную и осторожную езду по дорогам общего пользования.

К осени 2013 года нашёлся мотоклуб, поверивший в идею «Мотопреодоления» и давший возможность выступить на нескольких мероприятиях. Это были «Free Brothers MC», в ряды которого штурман и пилот были приняты, и «Златовёрст MCC», бывший организатором этого заезда. Первое показательное выступление состоялось в Москве («День города. 7 сентября 2013»). В десятиминутном видео изображается процесс бесплатных покатушек для всех желающих, показательный заезд «Мотопреодоления» и вручение «цветов» FBMC пилоту и штурману).

После этого выступления, вполне удачного, нас пригласили выступить на мотофестивале «Золотая осень 2013» и юбилее канала «Неформат ТВ». Дорогу к выступлениям на день города, «Золотой осени 2013» и юбилею «Неформат TV» дал Андрей Алексеев, в те далёкие времена ещё бывший президентом отделения «Free Brothers MC» в Электростали.

Той же осенью между Борисом Вишняковым и Николаем Никифоровым возникли некоторые разногласия, и в целом, совместная работа по изучению и продвижению слепого вождения прервалась на два с небольшим года. Но начало было положено: на счету команды был опыт и некоторое количество достойного материала.

Гаражный период. Бесконечная починка мотоцикла «Урал», «Патриоты России», «Слепая ярость», «День гонок» и выступление в ЦРС.

В 2016 году, собравшись, наконец, вместе, команда «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» снова стала думать, на какой технике продолжать эксперименты и к чему стремиться. В качестве аппарата выбор пал на старый мотоцикл «K-750» с коляской. В качестве цели — заезд на 200 километров по пересечённой местности. В период с марта по сентябрь этот аппарат сменил трёх механиков.

Поток событий закрутил так, что команда едва справлялась. Он начался почти сразу же после выхода статьи Владимира Ващенко в начале мая. Спустя неделю с небольшим с участниками команды «Слепые гонки» связался телеканал «Мир», и не смотря на то, что мотоцикл с коляской был всё ещё не на ходу, мы достойно выступили, получив качественный материал и массу полезных связей. В процессе работы над съёмками ролика в работу команды активно включился Святослав Толченов, выполняющий практически любые технические задачи до сих пор: от починки спортивных снарядов и дополнительного оборудования до перевозок техники на все последующие мероприятия.

В середине лета того же года состоялся заезд и участие главного пилота команды на слёте «Патриоты России». Эту возможность предоставил Роман Новиков, руководитель организации «Самбо слепых». Мотоцикл с коляской для этого слёта предоставил наш знакомый из мастерской «МототруЪ». На протяжении слёта активную поддержку оказывала и оказывает до сих пор Катерина Князева.

Осень была богата событиями — и не успели наши знакомые оппозитчики худо-бедно поставить мотоцикл с коляской хоть в каком-то виде на ход, как появилась необходимость ехать за сто километров от города на мероприятие, которое соответствовало нашим занятиям на сто процентов. Каким-то чудом в сообществе «Мотомосквы» мы нашли механика и гонщика по совместительству, со своим микроавтобусом. Олег Кирякин. За несколько часов до гонки он заставил работать не совсем исправное зажигание, и в результате в зачёте «квадроцикл» команда «Слепые гонки» заняла первое место. Борис Вишняков в категории незрячего пилота, Николай Никифоров — в категории зрячего штурмана. Само мероприятие представляло собой любительскую гонку, где зрячие проходили небольшой участок трассы на квадроциклах и внедорожных автомобилях, на время и с перекрытым зрением, при поддержке зрячих штурманов. Оно называлось «Слепая ярость», и это было наше первое настоящее соревнование.

Чуть позже, ближе к зиме, состоялось позитивное знакомство с Музеем Индустриальной Культуры и его хранителями. В лице Льва Наумовича Железнякова команде «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» была оказана поддержка в проведении первого мероприятия организованного командой «День гонок», в предоставлении мототехники и пространства для тренировок — и это самое малое, что вообще помещается в нашу историю из того, что сделал для нас Музей. По, казалось бы, случайному стечению обстоятельств Лев Наумович был знаком с Наталией и Виктором Апухтиными, основателями детской школы картинга «Karting Evolution». И, как выяснилось позже, с Эрнестом Сергеевичем Цыганковым — в отечественном авто и мотоспорте он является реальной величиной. Как бы там ни было, к марту 2017 года нам позволили провести несколько тестовых заездов на пустом заснеженном треке, используя карты этой детской школы — именно в том месте, где в далёком уже 2013 году администраторы проката на предложение провести такой тест смотрели на нас как на сумасшедших. В конце марта, не смотря ни на какие препятствия, коих было предостаточно, команда «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» провела показательное выступление в Центре Реабилитации Слепых.

«Karting Evolution» дали добро на полноценный «заезд на картинг треках». Предоставили возможность мотивационного выступления в день закрытия сезона. Нас посетила съёмочная группа сообщества «Мотомосква», и у команды снова появился достойный материал (Команда «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» — Вечерняя Москва»).

На протяжении всего года история с пробегом в 200 километров на мотоцикле «Урал» не складывалась, был сделан упор на картинг. Не вышло и с проведением второй «Слепой ярости» на майские праздники. Попытка прорваться на мероприятие сообщества «Белая трость» в Екатеринбурге также не увенчалась успехом: сказалось отсутствие средств и, собственно, подходящей для такого мероприятия техники. В плане именно развития навыков езды по картинг-треку был достигнут предел, оставалось только искать заинтересованных среди зрячих и слепых, чтобы обучать новых пилотов и штурманов. Такие люди находились, но тех двух-трёх часов, что нам предоставили, катастрофически не хватало. Звучит, конечно же, банально, но без своей техники и гарантированных трёх-четырёх часов трека ни о каких полноценных занятиях не могло быть и речи, а желающие снабдить команду парой прокатных картов на безвозмездной основе предложениями не заваливали. В дни, свободные от попыток как-то решить эти вопросы, вовсю шёл процесс знакомства первого пилота команды с активной частью слепого сообщества — и с целью развития, и с целью заинтересовать эту активную часть «СЛЕПЫМИ ГОНКАМИ». Ближе к концу лета к «СЛЕПЫМ ГОНКАМ» присоединился Александр Сааск, в будущем поднявший команду на качественно новый уровень. Как-то незаметно к «СЛЕПЫМ ГОНКАМ» присоединился и Денис Воронцов, на данный момент один из наших лучших штурманов.

В декабре 2017 года состоялось знакомство с Эрнестом Сергеевичем Цыганковым. Выслушав краткую вводную о команде вообще, глава Центра высшего водительского мастерства сказал: «Ребята, а ведь это интересно». И отправил Вишнякова, Никифорова и Воронцова к себе на начальный курс экстремального вождения, который те закончили, не смотря на небольшое неудобство в плане зрительного контроля. Преподавателям Центра ещё не доводилось читать курс слепому. После подобного случая сомнений не было: «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» — это не просто хобби, не просто дело жизни отдельно взятого человека. Это явление, которое совершенно точно полезно и зрячим, и незрячим по мнению действительно лучшего в своей области. По крайней мере, здесь, у нас, в России.

После Цыганкова. «Семь жизней».

В 2018 году тренировки на картинг-треке практически не проводились. Но количество статей, кустарных роликов, отчётов с мероприятий и сообщений в СМИ постепенно достигло критической массы. Настолько, что при подготовке проекта «Семь жизней», приуроченного ко дню города и выборов мэра Москвы основатель проекта «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» Борис Вишняков оказался одним из семерых людей с ограниченными возможностями, достойных того, чтобы рассказать об их жизни. Как обычно в таких случаях, был составлен и подписан контракт. Спустя пять лет от момента возникновения мысли о «СЛЕПЫХ ГОНКАХ», три из которых были сплошной работой на перспективу, дело жизни ненадолго превратилось в работу — в том смысле, который вкладывают в слово «работа» большинство людей: мы делаем определённое дело, нам за это платят. В итоге, вся работа вылилась в проморолик, появление в общем сюжете и появление, собственно, на самом концерте.

Так или иначе, задача была выполнена. Деньги получены. У команды появилась возможность приобрести уже, наконец, три карта (один был торжественно подарен «Karting Evolution») и дополнительное оборудование. Возможность оплачивать время на картинг-треке. Возможность приводить людей и обучать их слепому вождению. Возможность работать на результат. Максимально развиваться. За этот год, не смотря на очень долгое отсутствие тренировок, была проделана огромная работа, результатом которой были не деньги, как может показаться на первый взгляд, и не участившиеся визиты представителей СМИ. А создание юридического лица, сделавшее из группы инициативных людей официальную организацию. И, естественно, новые люди. Новые слепые пилоты. И новые зрячие штурманы. За осень и зиму 2018 года к команде присоединился Сергей Михеев, имевший реальный опыт раллийных гонок и внедорожных заездов, множество знакомств в среде авто и мотоспорта, опыт переговоров. Владислав Буяльский, пришедший в начале 2019 года — профессиональный музыкант, отличный слепой пилот и программист: именно благодаря ему создана и поддерживается техническая часть этого сайта, доступная в том числе и тотально слепым. Элина Почуева, обеспечившая плотное взаимодействие с центром «Собаки-помощники», давшая возможность «СЛЕПЫМ ГОНКАМ» проявляться на мероприятиях центра. Игорь Додин, обучившийся на штурмана, в сложные для команды дни в одиночку проводивший тренировки с несколькими слепыми пилотами — и на момент 2019 года принимающий участие в серьёзном, большом проекте, о котором ещё будет слово.

Именно это и стало главным достижением и 2018 года, и всех предыдущих лет. Очередным подтверждением того, что «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» вполне востребованы обычными людьми, стала имитация заездов с перекрытым зрением на велокартах по звуковым маякам на «Душевном базаре».

В 2019 году со ставшим уже родным треком не сложились отношения: закончились деньги, заработанные на «Семи жизнях». Сергей Михеев нашёл вариант взаимодействия с картинг-центром «Серебряный дождь», одним из самых лучших в городе Москва. По результатам тестовых заездов и полноценных тренировок команде «Слепые гонки» предложили выступить в апреле на мероприятии «Разрушители льда», где, помимо руководителя проекта «Слепые гонки» Бориса Вишнякова, в качестве промо-пилота команды «Слепые гонки»отлично выступил Владислав Буяльский. Было непросто, но всё в очередной раз получилось. Грамотно и оперативно сработали штурманы Денис Воронцов, Андрей Белых и Александр Сааск. При этом съёмку и монтаж этого выпуска шоу «СЛЕПЫЕ ГОНКИ», равно как и предыдущих выпусков, осуществлял волонтёр Алексей Морозов.

В конце апреля в команду пришёл слепой пилот Павел Дремин, который, помимо опыта работы в области IT-технологий для тотально слепых и слабовидящих, имеет опыт организации спортивных состязаний для слепых на профессиональном уровне, с каждым днём приближающий команду «Слепые гонки» к уровню спортивной команды.

История команды «СЛЕПЫЕ ГОНКИ» на этом не кончается. Продолжение — следует.